КАН-И-ГУТ - МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Максимов Г. М. (Новосибирск)

   Кан-и-Гут, или Рудник Погибели - легендарная пещера Средней Азии, о которой в литературе проскальзывали лишь слухи, но слухи заманчивые, притягательные, обещающие нечто совершенно необычное и грандиозное.

   Кан-и-Гут обязан своим происхождением рудному карсту, представляет собой сложное переплетение естественного лабиринта и искусственных выработок [1]. Люди с давних пор добывали здесь серебро, сурьму, цинк, свинец. Точное время начала горных работ неизвестно, предположительно - начало нашей эры. Находили здесь и орудия труда с посудой, относящиеся к XIV веку [2]. В XVIII веке местные киргизы иногда добывали здесь руду для выплавки пуль [3].

   Впервые рудник описал Авиценна. Он рекомендовал перед входом прочесть молитву. "И если пойдёт по левой дороге, то пусть не желает осматривать других, дабы не потерять сил от утомления..." Будет плита с письменами, согласно которым следует поступать, стеклянный чертог и люди с мечами и кинжалами в руках, которых не следует опасаться. Главное, читать стихи Корана, и вся хитрость. Начнётся же галерея - тут смотри в оба, стоит там некий человек, в одной руке которого меч, а в другой - лук. Лучше к нему не подходить. И опять будет плита с письменами, будет озеро, камни которого горят как свечи. Через 100 шагов покажется гора, дорога станет тесной и узкой. Тут цепляйся за что можешь, потому что если сорвёшься - тебе не сможет помочь даже пророк Мухаммед со всем его потомством. И там находится спящий верблюд. Глаза его блестят как алмазы. Однако впереди - встреча с огнедышащим драконом. Из пасти его будет извергаться пламя, что потребует усиленной дозы молитв, под действием которых дракон должен уснуть. Тогда имеет смысл проследовать дальше, где откроется сад с оградой из золотых и серебряных кирпичей. Конечно, несколько кирпичей можно взять, но прежде обязательно помолиться, что придаст вашему поступку вполне добропорядочную окраску. Следующая достопримечательность - две реки. В отличие от мифического Стикса царства мёртвых, эти речки вполне райские. Ибо в одной из них вода вкусная, белая, как молоко, а другая река течёт мёдом. А когда пройдёте деревья всевозможных цветов - срочно заткните уши ватой. Ещё шаг - и раздадутся такие мелодии, зазвучат такие нежные голоса, что человек тут же падает без чувств и уже не приходит в себя. Сирены - с ними шутки плохи. Есть там некое зелёное растение, съев которое, можно стать божьим человеком. Отведайте, и "все семь отделений неба и земли, эмпирей и престол, рай и ад откроются вам на конце ногтя" [4].


Рис. 1. План местности в округе Кан-и-Гута.

Рис. 2. Схематичное расположение входов (пронумерованы) в Кан-и-Гут.

   В 1881 г. верхние горизонты Кан-и-Гута осматривает Вилькинс. В 1896 г. по заданию Туркестанского кружка любителей археологии Рудник Погибели посещают Н. Г. Малицкий и М. С. Андреев [3,4].

   В 1920 г. в пещере скрывалась местная банда басмачей. Тогда же была предпринята первая экспедиция геологов. За 20 дней работы инженеру Белову удалось составить план главного хода, выяснить основные размеры пещеры (до нас они не дошли). В 43 м была определена глубина Первой Пропасти, в 49 м - её длина. Ещё более внушительной оказалась Вторая Пропасть, из восточного конца которой очень сложный по конфигурации коридор, образуя за гротом грот, выводит на поверхность в 600 м на юго-запад от главного входа. По мнению геологов, своё начало пещера получила благодаря щелевидным расхождениям пластов, а также активному проявлению процессов рудного карста. Колоссальна по своему объёму и работа человека, добывавшего здесь железные и серебряно-свинцовые руды. На геологов пещера произвела настолько сильное впечатление, что М. Г. Попов писал: "Должен высказать глубокое убеждение, что Кан-и-Гутская пещера, несмотря на свой отвратительный вид, несмотря на мерзость запустения, которую там создали хищники старатели, искатели кладов, представляет громадный интерес для археологического и антропологического изыскания. В бурную историю Средней Азии труднодоступная пещера несомненно служила убежищем людей, их ценностей." [4].

   В 1946 г. пещеру посетил Н. А. Гвоздецкий, о чём извещает надпись на стене недалеко от второго входа. Пещера поразила его масштабами своих гротов [5].

   В 1942 г. была организована ещё одна геологическая экспедиция в Кан-и-Гут. Пещера была подробно заснята. Затем рудник разрабатывался современными методами до 1951 г. на трёх горизонтах (не считая нулевого). Работы были остановлены из-за внезапного поднятия уровня подземных вод, безнадёжно затопивших низший уровень.

   Рудник ещё в 1980-е годы иногда посещался геологами. По их сведениям, в руде содержится от 0,3 до 15 кг серебра на тонну. Ставился вопрос о продолжении разработок. В настоящее время об этом, вероятно, никто не помышляет из-за непосредственной близости территории Таджикистана, на которой периодически ведутся боевые действия.

   Кан-и-Гутское месторождение расположено в восточном окончании горы Майдан-Тау на северных предгорьях Туркестанского хребта (хребет Сары-Тау). Площадь его слагается известняками и доломитами девона и нижнего карбона, песчано-сланцевыми и вулканогенными отложениями кембрия и силура. Месторождение локализуется в карбонатных породах девона. В руде встречаются: галенит, сфалерит, халькопирит, пирит, айкинит, кварц, марказит, буланжерит, цинкенит, барит, кальцит, халькозин, ковеллин, церуссин, малахит, азурит, лимонит, гипс [6].

   От аула Самаркандык до Кан-и-Гута 18 км полупустыни. Трудно представить место, менее всего подходящее для туристской поездки, нежели урочище Шодымир. Унылая плоская долина. Унылые гряды выжженных и бесплодных гор. Унылые развалины недавнего рудничного посёлка, словно пережившего массированную бомбёжку, 9-бальное землетрясение и вулканическое извержение разом. Отсюда ещё 1,5 км вверх по саю Заункур. Там тоже торчат развалины, темнеют отвалы штолен, открывается нежданно-негаданно перед самым носом жутковатая, с осыпающимися краями и искорёженными рельсами, пропасть шахтного ствола. А у подножия скального мыса зияет издали заметная пасть громадной пещеры, красноречиво названной когда-то Рудником Погибели [4].

   В спортивном плане пещера была описана лишь однажды в журнале, ставшем библиографической редкостью [7].

   После знакомства с литературными сведениями, которые удалось найти, и чертежами рудника (любезно предоставлены спелеологами г. Фрунзе - ныне Бишкек - и О. Г. Добровым) стало ясно, что Кан-и-Гут - совершенно уникальный спелеообъект, единственный в своем роде, по крайней мере на территории бывшего СССР. Близкий аналог - пещера Ферсмана на массиве Тюя-Муюн - уступает Кан-и-Гуту по всем параметрам: размеры, история освоения, разнообразие состава пород и т.д. Стало также ясно, что спелеологического описания пещеры, или хотя бы путеводителя, в литературе нет. Поэтому чтобы узнать, что такое на самом деле Кан-и-Гут, необходимо посетить его лично. Это и явилось стимулом для организации спелеосекцией "Каскад" при НГУ (Новосибирск) похода в Кан-и-Гут. Хотя поход состоялся зимой 1984 г., надо заметить, что с тех пор описание пещеры так и не появилось, поэтому содержащиеся в данной статье сведения до сих пор уникальны и, есть надежда, дают реальное представление о Кан-и-Гуте с точки зрения путешественника, не обремененного мифическими предрассудками и геологическими обязанностями.

   Кан-и-Гут расположен на территории Киргизии, ближайший к нему крупный город - Исфара (юго-запад Ферганской долины, Таджикистан). От Исфары до киргизского аула Самаркандык 10 км, или 2 км от аула до городка Шураб, в котором удобнее искать транспорт до пещеры.

   Гигантский Главный вход видно издали. Всего мы насчитали 9 очевидных входов, в том числе 3 искусственных (из них 2 - горизонтальные штольни) и естественный колодец (вход №3 на схеме). Кроме них, в окрестностях пещеры имеются: вертикальный шахтный ствол около 30 м возле Главного входа, тупиковый; вертикальный шахтный ствол среди развалин рудничного поселка глубиной более 50 м (возможно, тоже вход в Кан-и-Гут. Но по наличию вентиляционной трубы в 200 м от колодца можно предположить, что он ведет к независимой системе штолен); тупиковая штольня над пещерой; штольня под Главным входом (возможно, тоже вход в Кан-и-Гут), приводящая к вертикальному шахтному стволу (не исследовали); сквозная короткая горизонтальная штольня; над пещерой - следы разработок пласта малахита; в 1,5 км от Главного входа: 2 вертикальных колодца по 10 м и 2 короткие горизонтальные штольни, небольшая пещера.


Рис. 3. Главный вход в Кан-и-Гут (Фото: Беляев А. С.).
[больший размер 429кб]

   Главный вход после уступа 3 м приводит или к вертикальному шахтному стволу (подходить к нему весьма опасно из-за осыпей) или на нулевой уровень штолен, часто пересекающих ходы естественной пещеры и древних выработок. Одна из штолен приводит к вертикальному колодцу в Пропасть 1, другая - к более удобному спуску в нее (с уступом 5 м). Пропасть 1 - первый крупный грот в пещере. Посередине его - грандиозный конус, состоящий в основном из пыли, напоминающей цемент, макушкой указывающий на колодец из верхней штольни. Колодец снизу частично провешен металлической лестницей. Из Пропасти 1 только один ход - колодец в Пропасть 2, но его можно обойти по узкой тропинке серпантином явно искусственного происхождения, начинающейся еще от спуска в Пропасть 1. Пропасть 2 - грандиозный грот, по-видимому, целиком вырубленный в рудном теле. Высоко под потолком сохранились подвешенные помостки для работы. В нижней части грота - ряд тесных узких ходов со следами кайла на стенах, проползая по которым очень живо ощущаешь тяжесть работы древних рудокопов. Некоторые из них кончаются сырыми тупиками, хотя почти вся пещера сухая. Отсюда через лабиринт, уступ ~7 м, штольню первого горизонта есть проход в грот Верблюд - центральный грот Кан-и-Гута. Грот связан с поверхностью прямой горизонтальной штольней (вход №9). В нем множество ходов: ко входу №2, к колодцу ~30 м на первый горизонт штолен, к обходу колодца через лабиринт, мелкие тупиковые или кольцевые ходы. Извилистый путь из Верблюда ко входу №2 удается проследить по постоянной тяге воздуха. На этом пути встречаются гроты, тупиковые колодцы, узкие ветвящиеся ходы, стенка 5 м, крутой ход с металлической лесенкой образца 1920 г. Ориентироваться в пещере помогают таблички с названием грота (например, Сульфидная камера, Столовый грот) или "номером камеры", оставленные на камнях или прибитые к стенам геологами в 1942 г. В районе входа №2 - целая система гротов, ничем не примечательных, и колодец среди них с большим пылевым конусом. Рядом с ним была найдена старинная деревянная плошка с узорами, а сам конус, несомненно - будущий кладезь исторических находок.

   Штольни ХХ века - в основном чистые, сухие прямолинейные ходы сечением 2х2 м, весьма удобные для передвижения. Короткие (десятки метров) штольни нулевого горизонта расположены в районе Главного входа. Более длинные (сотни метров) штольни первого горизонта расположены примерно в средней (по глубине) части пещеры. Если спускаться из грота Верблюд, штольня начинается в Сульфидной камере. Затем следует участок с разрушенными деревянными крепями и несколькими пересечениями с ходами природной пещеры. Далее штольня ветвится, то кончаясь тупиком, то приводя к шахтному стволу. Один из них сквозной - это ствол, начинающийся под Главным входом. Местами штольни перекрыты вывалами мягкой черной породы, похожей на углистые сланцы. В двух местах по узким проходам под ненадежным потолком вывалы удалось преодолеть. За ними - самые мрачные уголки Кан-и-Гута. Брошенные разрушающиеся шахтные строения: нагромождения сгнившего дерева, торчащие трубы, поля и шторы разноцветной плесени, уходящей в вертикальные колодцы, тяжелый застойный воздух с запахом, неподдающимся описанию. Кроме этих двух колодцев, в сохранившихся штольнях первого горизонта есть еще 4, из них 3 (15 м глубиной) ведут на второй горизонт выработок. Второй горизонт - огромный грот с тачкой, по-видимому, целиком или частично искусственный. К нему примыкают несколько гротов поменьше. В одном из них был обнаружен наклонный колодец с деревянной обшивкой, искореженный подвижкой пластов одного из недавних землетрясений. Под колодцем глухая камера, по уровню совпадающая со штольней третьего горизонта, но не соединяющаяся с ней (засыпана обвалом?). Колодец ~20 м соединяет разработки второго и третьего горизонтов. Штольни третьего горизонта - дно Кан-и-Гута. Здесь самые длинные штольни, со шпалами, рельсами, вагонеткой. Хотя пыльно, ощущается повышенная влажность воздуха, почти не двигающегося. Есть яма шахтного профиля, до сих пор затопленная. Штольня пересекает нижнюю часть природного Гигантского Объемного лабиринта. Лабиринт действительно производит впечатление густотой ходов, но структура его проста. Все нагромождение ходов развивается преимущественно в одном направлении - вверх. В верхней части есть небольшие гроты с номерами, бревна, летучие мыши, воздух свежеет. Но проход в верхние этажи не был найден. По нашим оценкам, общая протяженность Кан-и-Гута с доступными штольнями ~10 км, глубина от входа №2 до дна не более 200 м. Нет возможности привести здесь сложные и запутанные схемы рудника, составленные геологами, которые становятся лишь частично понятными даже после полного прохождения Кан-и-Гута.

   Богатство химического состава пород, вмещающих Кан-и-Гут, предопределило разнообразие вторичных минеральных образований, встречающихся, однако, не часто, но порой совершенно невиданных, невозможных в обычных пещерах. Эти образования сконцентрированы в средней (по глубине) части пещеры, на дне их нет, а в верхней части (в районе входа №2) почти нет - лишь микроскопические известковые сталактиты. Как искусственные, так и естественные ходы пересекают породы самого разного состава. Поэтому в одном и том же ходе можно встретить и кальцитовую натечную кору, и гипсовые цветы. Кальцитовые натеки вообще редки, встречаются в основном в районе Главного входа. Белоснежные гипсовые цветы (порой серые от пыли) с длиной веточек до 15 см более распространены, но их "поголовье" сильно пострадало от посещения пещеры людьми. В некоторых тупиках штолен, где нет движения воздуха, образовалась бахрома из тончайших длинных (до 10 см) гипсовых иголок, которые рассыпаются в руках, а при неосторожном движении поднимаются потоком воздуха и мелькают в свете фонарей. Нашлось и "зеленое растение" - дивные гелектиты, растущие на разноцветной стене, сложенной какой-то рудой. Под гротом Верблюд имеется небольшая система ходов в черном мелкокристаллическом минерале, причем блестящие черные кристаллики порой обрамляют часть сечения хода, сильно затрудняя передвижение и тем самым как бы охраняя совсем уж невиданные богатства, возможно, лежащие ниже. Под ногами попадаются куски малахита, однако, неяркого.


Рис. 4. Гипсовые цветы (Фото: Беляев А. С.).
[больший размер 441кб]

   В пещере обитают летучие мыши по крайней мере трех видов; была замечена окольцованная мышь. Зимой они не спят, питаясь, по-видимому, зимующими в пещере насекомыми, которых можно встретить повсеместно, даже на дне.

   Все вместе - гигантские гроты, печать истории, минеральные образования - оставляют неизгладимое впечатление на каждого человека, побывавшего в Кан-и-Гуте.

   При организации посещения Кан-и-Гута следует учитывать ряд моментов.

   Главная опасность в пещере - пыль, к тому же ядовитая. Поэтому необходимо использовать респираторы типа "лепесток".

   Наиболее подходящий период посещения - зима: отсутствие зноя (типичная температура на поверхности 5-10°С, но бывает до -10°С, и даже метели) и ядовитых насекомых, некоторая возможность добычи воды и топлива (мелкий кустарник и кизяк). Воду надо по возможности завозить с собой. На поверхности её нет. Зимой в пещере в небольшой системе между главным входом и колодцем (вход №3) в одном из тупиковых ходов есть озерцо с водой, пригодной для питья. Надо, однако, помнить о минералогическом богатстве пещеры и представлять, что в этой воде могут содержаться сурьма, мышьяк и набор тяжёлых металлов.

   Штольни первого горизонта местами перекрыты вывалами мягкой чёрной породы. Иногда под потолком остаётся проход, но преодолевать его надо с исключительной осторожностью, опасаясь вызвать обвал. За вывалами есть участки с колодцами, настолько заваленные гниющими останками шахтных построек, что края колодцев не просматриваются, и подходить к ним очень опасно. Сохранившиеся деревянные и стальные лестницы необходимо преодолевать со страховкой. Имеющиеся в пещере колодцы (в том числе вертикальные шахтные стволы) обходятся за исключением одного 20 м - между вторым и третьим горизонтами штолен, который надо проходить с помощью спелеологического снаряжения.

   Устанавливать базу можно в штольнях нулевого горизонта, лучше - в штольне, ведущей с поверхности в Верблюд (вход №9). Здесь можно не опасаться посещения местными жителями (пастухи), которые ни под каким предлогом не входят в пещеру ("Там шайтан!"). Температура в этих штольнях не менее 10°С, глубже в пещере - ~15°С.

   Кан-и-Гут расположен в сейсмически опасном районе, но пещера находится в устойчивом состоянии. Во время нашего посещения в районе произошло землетрясение силой 3-4 балла, которое группа во сне не заметила.

   В советское время Кан-и-Гут изредка (примерно раз в год) посещался спелеотуристами и геологами. В настоящее время, вероятно, он совсем не посещается из-за тяжёлой политической обстановки в регионе. Безлюдность обеспечила сохранность этого объекта так, как он выглядел веками - своеобразный спелеологический, исторический, геологический музей.

   Литература:

  1. Гвоздецкий Н.А. Карст. М.: Мысль, 1981
  2. Сургай В.Т. К истории горного промысла в Киргизии. Фрунзе: Издание Кирг. ФАН СССР, 1951
  3. Массон. Рудник Погибели. Фрунзе: Кыргызстан, 1971
  4. Дядюченко Л. В пещерах Киргизии. Фрунзе, 1970
  5. Гвоздецкий Н.А. Карст. М., 1954
  6. Курманалиев К.К. О некоторых особенностях геохимии свинца и сурьмы в рудах Кан-и-Гутского месторождения. В сб. Геология и геохимия ртути и сурьмы Киргизии. Фрунзе: Илим, 1972
  7. Физкультура и спорт. 1958. №10



РОСИ
[Организация]    [Проекты]    [Архив]    [Связи]

© РОСИ

 

Сайт создан в системе uCoz