КУЛЬТОВЫЕ ПЕЩЕРЫ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ

Суховей Л. Н. (Одесса)

Памяти одесского краеведа В. А. Мельникова.

   Древние культовые пещеры всегда представляли интерес для историков, археологов и этнографов. Но это и наиболее сложные объекты для изучения, так как большая их часть либо хорошо скрыта рельефом, либо засыпана.

   Первые письменные сведения о карстовых пещерах на Одессщине позволяют предполагать их культовый характер. Так, турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби упоминает о костеносной (с огромными черепами) пещере в районе Белгород-Днестровской крепости [3]. Можно предположить, что эта до сих пор не обнаруженная пещера могла быть капищем, посвященным культу мамонта.

   В 1846 году палеонтолог А. Нордманн вскрыл заполненную глинами пещеру в г. Одессе и извлек из неё массу костей и черепов пещерных медведей (30 особей). К сожалению, эта пещера исследовалась в то время, когда "каменный век" в истории человечества не вошёл в научный обиход, а о "медвежьих капищах неандертальцев" даже не подозревали. Естественно, фиксацию местоположения костей и черепов, а также сбор кремней Нордманн не провёл.

   В начале 40-х годов XX века археологи исследовали карстовую полость близ с. Ильинка со следами медвежьего культа неадертальцев.

   Кроме естественных, на территории Одесской области существуют и искусственные пещеры культового характера, к сожалению, ещё мало изученные.

   Первые упоминания о искусственных сооружениях в нашей области относятся к 1918 г. [2].

   Пещерный скит (Пещера Кармалюка) располагается в окрестностях с. Загнитков Кодымского района на правом берегу р. Майстринцы (левый приток р. Днестр возле с. Рашков близ границы с Молдовой). Пещера находится в скале, называемой местными жителями "Кармалюкова". Полость вырыта в верхней части скалы (крупноплитовые сарматские светло-жёлтые детриусовые известняки), почти под верхом плато на высоте около 70±10 м. В ней имеется два этажа по одной комнате, соединённых "люком". Нижний этаж "окнами", обращен в глубокую долину, которая просматривается на большое расстояние. Для создания этой комнаты, похоже, использовали карстовую пещеру, слегка расширив её. При первом посещении в дальней части была стенка, заложенная бутом. Ныне она разрушена.

   Верхний этаж представляет собой комнату, сохранившую следы побелки, в ней есть ниша и каменная скамья. На восточной стенке у входа вырезан крест и дата - "1888 г." Вход обращен в овражек. Вокруг типичная байрочная дубрава.

   Пещера впервые исследована и описана одесскими спелеологами Л. Суховеем, С. Ворнцовым и С. Кобылянским в июне 1976 года.

   Её суммарная длина 30 м, глубина ±3 м, площадь 70 м2, объём 120 м3. Размеры входов: верхнего - ширина 6 м, высота 1,8 м; нижнего - ширина 3 м, высота 1,1 м. Местное население связывает пещеру с именем Устима Кармалюка - предводителя народного восстания конца XIX века. Не исключено, что пещера являлась скрытым наблюдательным пунктом в период восстания, но, судя по надписи, использовалась возможно позже как скит - жильё для православного отшельника.


Рис. 1. План и разрез пещеры Кармалюка.

   Пещеры Греческой церкви расположены в г. Белгород-Днестровском под самой старой в городе Греческой церковью (Иоанна Предтечи), стоящей на высоком берегу Днестровского лимана. Пещеры вырыты в лессовидном суглинке под пластом толстоплитовых жёлтых понтических известняков-ракушечников на высоте около 4 метров над уровнем лимана. Над входом в пещеры в известняковой стене вырезаны крест и по бокам его с двух сторон - ниши, очевидно, для икон.

   Выявлено 8 полостей. Две - обложенные камнем-ракушняком узкие камеры-склепы, расположенные в грунте между скальным обрывом и подпорной стеной. Ныне склепы разрушены. Одна полость - открытая и легко доступная ниша в средней части скального основания. Пять полостей у подножья скального обрыва сильно завалены мусором, но, скорее всего, представляют собой ниши для захоронений.

   И только самая большая полость Греческая-1 является настоящей пещерой. Её длина - 9 м, средняя высота 0,6 м, площадь 48 м2, объём около 40 м3. Свод известняковый, дополнительно укреплен десятью прямоугольными каменными (из ракушечника) столбами на известковом растворе. В пещере вырыты две грабительские ямы глубиной по 1 м с фрагментами костей. Там же находится каменный крест с обломанным верхом, его высота 1 м, ширина 0,4 м и толщина около 0,1 м. Похоже, что именно его видел в сентябре 1917 года В. Курдиновский [2]. Пещеры разграблены, по слухам, ещё до революции. Характер пещер не ясен. Можно предположить, что пещера являлась подземной церковью, но тогда она создана до сооружения Греческой церкви (по некоторым сведениям церковь построена Стефаном Великим в 1482 году). Если же она использовалась в качестве некрополя при церкви, тогда ее возраст меньше. Археологическое исследование этих полостей позволило бы уточнить их характер и возраст.


Рис.2 План и разрез пещеры Греческая-1.

   Манера рытья полостей аналогична античным склепам Керчи, что, похоже, является греческой традицией в Причерноморье.

   Пещера "Греческая - 1" исследована в мае 1997 года участниками семинара Украинской спелеологической ассоциации Л. Суховеем, Т. Крапивниковой, Н. Яблоковой, А. Ковалевым и др.

   Православная подземная часовня святого Иоанна Сучавского. Она расположена в г. Белгород-Днестровском на ул. Шабская, 116 и представляет собой просторный подвал, над входом в который построен домик. Внутри домика на стене имеются фрески, изображающие сцены из жизни святого. Пол часовни расположен на глубине 3 м от поверхности. Высота сводчатой камеры 2,5 м, вскрыша от 0,5 до 1,0 м. Длина подвала 5 м, ширина 2,5 м. Часовня внутри оштукатурена, имеются ниши с иконами, выложенный камнем колодец со святой водой. По утверждению местных старожилов на этом месте около 1330 года первоначально был погребён мученик за веру Святой Иоанн Сучавский. Позже здесь забил святой источник. Время сооружения подземной часовни выяснить не удалось, но, скорее всего, она появилась в послевоенные годы. На довоенных фотографиях и старых путеводителях место расположения часовни Ивана Сучавского близ Греческой церкви. Часовня и церковь тогда составляли единый комплекс. Война разрушила его. Церковь восстановили, но уже без часовни. Прошло некоторое время, и верующие "воплотили" легенду на новом месте - возвели часовню на улице Шабской. Исследован объект А. Бураковым, А. Завадским, А. Суховей в ноябре 1997 г.

   Кроме описанных выше пещер, имеются сведения о наличии других, ныне засыпанных подземных церквях, монастырях и скитах секты "иннокентьевцев" христианского толка, действовавшей на севере Одессщины, в основном, с 1912 по 1944 гг. близ с. Пасицелы, с. Куйбышево, с. Липецкое.

   Есть сведения, что недавно верующими вскрыто и восстановлена пещерная церковь со святой иконой близ с. Райский Сад в окрестностях г. Котовска.

   ЛИТЕРАТУРА:

  1. Королевич А. Д. (Лесь Гомин). Голгофа. Киев, 1982, с. 309.
  2. Курдиновский В. Общий очерк о пещерных храмах Бессарабии. Древнейшие типичные православные церкви Бессарабии. // Труды Бессарабского Церковного Историко-Археологического Общества. Вып. 10.
  3. Челебi Евлiя. Книга подорожi. Пiвнiчне Причерномор'я. Одеса, 1977. C. 12-13.



РОСИ
[Организация]    [Проекты]    [Архив]    [Связи]

© РОСИ

 

Сайт создан в системе uCoz