МЕТОДИКА ДОБЫВАНИЯ ИЗУСТНОЙ, А РАВНО И ПИСЬМЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ПЕЩЕР

Перепелицын А. А. (Калуга, КГИАЯ)

   Разные спелеогруппы к поиску новых "дырок" относятся по-разному.

   Для одних главное - сложность маршрута, пусть даже и пройденного сотни раз. Тратить дорогое время на поиски неизвестных пещер они не хотят - ведь поиски могут завершиться и вообще безрезультатно!

   Для других важнее чувство первопроходца и первооткрывателя. Неважно - длинная пещера или короткая, сложная или нет. Главное - что в ней до тебя никто не был, по крайней мере (если речь идет о катакомбах), последние 100 лет! Ну а если удается сделать интересные находки внутри - то и совсем кайф!

   Мои личные симпатии на стороне последних. Однако надо признать, что поиск неизвестных пещер гораздо менее популярен, чем посещение уже нанесенных на карты. И дело не в том, что нет желания им заниматься - мешают два обстоятельства.

   Первое - предвзятое мнение, будто неизвестных подземелий, особенно в обжитых районах средней полосы, практически нет, а если и есть - то неинтересные, и в небольшом количестве, так что на поиски какой-нибудь трещинки метров пяти длиной нужно затратить всю жизнь.

   Второе - большинство пещерников просто не представляют, как искать неизвестные дырки и предпочитают биться над "удлинением" известных систем на пару метров, вместо того, чтобы поискать рядом расположенную никому неведомую дырку и пройти в ней сразу метров сто.

   Не буду останавливаться на опровержении первого предрассудка - приведу в пример итоги двухлетней работы нашей сталкерской группы. Даже при том, что помимо спелеологии и спелестологии мы занимаемся и множеством других тем: аномальными зонами, поисками культовых камней, неизвестных животных, а кроме того требуется зарабатывать на жизнь и заниматься садово-огородными делами - за последние три года мы обнаружили одну абсолютно новую пещерную систему (длиной около 200 метров - и в 20 километрах от Калуги!) и три, что называется, ввели в оборот: до нас были известны лишь входы, да и то немногим...

   А вот с теми, кто хотел бы заняться поиском пещер, рискну поделиться накопленным опытом. Надеюсь, он будет полезен не только новичкам в этом деле, но и более продвинутым спелеологам. {Хотя в целом это послание к бедным родственникам из провинции, где нет ни мощных спелеоорганизаций с богатыми средствами, связями, традициями и опытом, ни популярных карстовых областей в ближайшей досягаемости. - Ю. Долотов.}

   Прежде всего - если вы не миллионеры ("новые русские"), не замахивайтесь на районы удаленные от вашего места обитания далее чем на 200-300 километров. Разумеется, трудно бывает удержаться от проверки информации, кажущейся "чрезвычайно надежной". Однако не забывайте слово "кажущейся". Вполне возможно, что Вам назовут и даже "абсолютно точно" нарисуют местоположение "дырки". Вы проедете пару тысяч км (затратив на дорогу кругленькую сумму) и не найдете нечего. Причем такой облом совсем не означает, что исходная информация неверна в принципе - просто вашего информатора немного подвела память, или вход обвалился и зарос... Здесь бы поработать подольше - но заканчивается отпуск. Вы едете домой, а встречным курсом движутся коллеги, искавшие дырки в вашем регионе - и добившиеся аналогичных результатов...

   Наш опыт показывает, что для нахождения одного входа необходимо выезжать не менее 4 - 5 раз, да еще и пройти открытую пещеру с первого захода вряд ли удастся...

   И во всяком случае, работать лучше в одном регионе до упора, а не скакать по карте СНГ подобно подкованной блохе!

   Но прежде чем ехать в экспедицию, надо решить: а куда? И с кем?

   Ниже мы поделимся скромным опытом (у других нет и такого) Калужской группы изучения АЯ. Если же Вы имеете добавления и замечания, то не стоит скрывать их - сообщите нам, а мы учтем при дальнейшем совершенствовании методики.

   Итак, с чего начать?

   Хорошо, если уже есть сложившаяся группа или компания, могущая стать основой таковой. А если нет?

   Прежде всего, не скрывайте от родственников, друзей и знакомых факт своей умственной неполноценности, то есть что вы спелеолог или тяготеете к такового рода помешательству. При всяком удобном случае потчуйте собеседников историями о подземельях. Удобный случай чаще всего возникают в гостях, на пикниках, на службе, когда нет работы, но не на ковре у начальника!

   ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ: не надо затевать разговор, когда компания уже тепленькая, не надо вещать постоянно только на эту тему - Вас могут принять за совсем сдвинутого фанатика, а таких у нас не любят!

   Если Вы владеете даром убеждения, то можете заразить ближних своих, не имеющих стойкого иммунитета к Таинственному и Непознанному, либо выйти на людей, без посторонней помощи свихнувшихся на сходной почве. И получить компаньонов для путешествия.

   В любом случае нельзя останавливаться на достигнутом - нужно задействовать и другие методы организации (и получения информации).

   Важным источником спелеослухов является местное население. Очень многие наши сограждане знают о "дырках" - но не подозревают, что эти сведения кому-то интересны. Разумеется, в крупном населенном пункте по меньшей мере глупо стучаться в десятки тысяч дверей (а вот в поселках и деревнях обойти и опросить старожилов вполне реально) - человечество изобрело средства массовой информации. Любой девиант или группа таковых обязательно должны иметь связи с местными СМИ (как бы не называли мы их промеж себя). {Правильно! Еще дедушка Ленин говаривал - начинать надо с газеты. - Ю. Долотов.} Во-первых, в редакциях Вам могут дать координаты героев публикаций на интересующие вас темы (конечно, если они вообще существуют). Во-вторых, через СМИ Вы можете напрямую обратиться к населению с просьбой сообщать интересующую Вас информацию. Возможно, что Вам помогут и еще как-то. {И вообще - без паблисити нет просперити. - Ю. Долотов.} Ни то, ни другое, ни третье редакция делать не обязана, более того - давать неизвестно кому адреса своих авторов или героев просто не имеет права без санкции прокуратуры, так что главное - убедить главного редактора в Вашей порядочности и полезности.

   Не стоит ждать, когда журналисты вас заметят - этого может не случиться никогда!

   Предлагаем алгоритм действий: если в Вашем регионе издаются газеты - начинать лучше с них. Для первого опыта выберите одну, с самым большим тиражом. Не стоит связываться с политизированными, особенно красно-коричневыми. При равном тираже лучше предпочесть официальную - ее выписывает начальство и о Вас и Вашей работе узнают нужные люди. (Не волнуйтесь - в ФСБ о Вас и так узнают.) Идти в редакцию с пустыми руками бессмысленно - Вы должны написать хотя бы одну статью (лучше 2-3, но не больше!). Материал желательно использовать местный, если его пока нет - можно сделать компиляцию из иных изданий. Обязательно должна быть работа мысли - простое переписывание фактов воспринимается плохо. Особенно к крутизне стремиться не надо - перепечатки из "МК" редакция может сделать и без Вашей помощи. Желательно использовать малоизвестные факты. Первая статья желательна вводная - в том плане, что подземелья случаются и в Вашем регионе, и их никто (окромя Вас) не изучает, а в других краях - изучают. Не забудьте об обращении к читателям с просьбой поделиться информацией! Поэмы писать не стоит. Объем каждой статьи должен быть 5-10 тысяч знаков, включая пробелы. Вполне можно писать от руки, но разборчиво, оставляя место между строк для мудрых правок редактора. Перепечатывать достаточно бессмысленно - все равно Ваш труд будут загонять в компутер, а вот если Вы сразу пишите с его помощью - Вы облегчите жизнь всем, если принесете дискету.

   Кроме статей своих, нужно взять издания и образцы рубрик, делаемых Вашими коллегами в других регионах (если надо, калужские пришлем), а также специализированные издания и информбюллетени. Не помешают фотографии, отражающие Вашу работу.

   Со всем этим добром идете к главному редактору. {Только к нему! - А. Перепелицын.} O встрече можно договориться по телефону, но коротко: дескать, исследователь пещер, подготовил материал и хочу договориться о сотрудничестве. При разговоре лебезить не надо - не забывайте, что Главный в Вас заинтересован, просто он этого еще не подозревает. Надо раскрыть ему глаза на сей факт, а для этого намекните, что ваша тема интересней, чем вести с полей (только аккуратно и мягко), сошлитесь на опыт других регионов, покажите публикации и помяните, что тираж у местных газет после начала регулярных публикаций на темы, чреватые сенсациями, увеличивается на 2-3 тысячи. В наше время СМИ нуждаются в интересных материалах - их теперь кормят рекламодатели, а не партийно-советские органы. Ссылайтесь на другие края, обещайте, что пойдут письма - редакторы очень любят, когда есть отклики читателей. Чтобы не показаться нескромным, можно честно объявить свою заинтересованность в получении информации. Желательно, чтобы Ваши статьи не просто периодически появлялись, а была постоянная рубрика - это лучше опять же в смысле откликов. Если у Вас имеется мандат солидной спелеоорганизации, то демонстрировать его следует как бы к слову, а не тыкать под нос собеседнику - для него важнее Ваши реальные связи, а не филькина грамота.

   Если Вашу рукопись приняли - не расслабляйтесь! Узнайте, когда она будет подготовлена к печати, и договоритесь, чтобы Вам дали посмотреть распечатку окончательного варианта. Редакция обязана это сделать. Читайте внимательно: Вы поразитесь, сколько правок и опечаток сделано. Опечатки исправляйте, непринципиальные правки прощайте, принципы отстаивайте! И узнайте, кто правил - скорее всего, это литературный или технический редакторы. Люди сии - гуманитарии и интеллигенты, заботятся прежде всего о духовности. В науке и технике ничего не понимают, поэтому технарь, особенно могущий починить утюг, для них - вроде супергения. Правки они сделали по недомыслию, с ними говорить несложно, хуже, если Вас поправил Главный, но можно убедить и его - главное, не стесняйтесь.

   Может возникнуть проблема - редактор захочет выбросить обращение к читателям, или не разрешить опубликовать в нем Ваш адрес (дескать, реклама). Поднимите этот вопрос сразу же. Если обращения не будет - идите искать другую газету, если редактор против адреса - пусть будет адрес редакции, только имейте в виду вот что: в любом случае, адрес (даже если редакции) должен быть в тексте Вашей статьи, или в редактируемой Вами рубрике. Русский читатель, особенно пенсионного возраста, читать мелкий шрифт выходных данных не любит, кроме того, может написать не в редакцию, а в типографию.

   Всегда следует указывать телефон: писать многим в лом, да и конверты дорогие, позвонить проще. Наш опыт показывает, что на 20-и тысячный тираж приходится лишь одно письмо, но 5-6 телефонных звонков.

   Всегда подчеркивайте, что сообщения очевидцев нужны специалистам. Даже если указан адрес редакции, все равно делайте оговорку, что сообщения будут переданы ученым: журналистов у нас побаиваются, а науку уважают. Обещайте очевидцам анонимность, и выполняйте это обещание: всегда следует спросить у информатора, можно ли упоминать в СМИ его фамилию.

   Обещайте (и выполняйте обещание), что все письма, пришедшие после публикации в данном издании, будут подготовлены для публикации в этом же издании. Это особенно важно, когда Вы мелькаете сразу в нескольких средствах массовой дезинформации.

   Все изложенные резоны перечислите главному редактору. Если он по-прежнему настаивает, чтобы читатели писали (звонили) в редакцию, соглашайтесь, но помните: в редакциях письма читателей имеют обыкновение теряться. Через день-два после публикации начинайте звонить (ходить) в редакцию, письмами и вообще откликами читателей ведает секретарша - обращайтесь к ней. Если письма Вам не отдают, снимайте копии.

   Все вышеизложенное касается и электронных средств массового оболванивания, как-то: местных радио и телевидения. (Наиболее эффективно использовать местное проводное вещание - радиоточки у нас постоянно орут на каждой кухне и в каждом втором служебном кабинете.) Однако есть в работе с ними и особенности. Прорыв в эфир лучше начинать, когда Вы уже хоть немного заявили о себе, и приходить в редакции нужно не с громадными статьями, а маленькими, но оперативными информашками. Здесь очень важны личные знакомства с журналистами, и общаться Вы должны в основном нес главным редактором, а с корреспондентами, которые будут у Вас, великого, интервью брать.

   Помимо рекламы, СМИ могут иногда оказать и другую помощь в работе нашей - например, помочь транспортом. Однако злоупотреблять ею не стоит. Что нужно - это попросить, чтобы Вам сделали удостоверение внештатного корреспондента, либо просто на бумаге напечатали грамоту, что Вы являетесь представителем газеты и собираете для нее материал. Это великая вещь! Но просить ее надо после нескольких публикаций и найти конкретный повод - скажем, поиск легендарного подземного хода или пещеры, где деньги лежат.

   Однако вернемся к непосредственному поиску пещер.

   Много информации к размышлению можно выкопать в госархивах. Прежде всего, внимательно все старые (особенно дореволюционные) местные газеты, краеведческие издания: туристские путеводители по родному краю, отчеты краеведческих конференций, геологические издания и т. п. Особенно хорошо, если вы найдете краеведческие издания конца прошлого и начала нашего века - вплоть до тридцатых годов. Как правило, в архивах они есть. Неплохо разыскать и рукописные фонды местных краеведов. В плане поиска катакомб-каменоломен в дореволюционных источниках стоит уделить внимание и отчетам о развитии промышленности - они обязательно публиковались в губернских газетах. Читать все это нужно внимательно - об интересующем нас вопросе часто говориться лишь несколько фраз, причем запрятанных среди весьма скучного материала о церковных или (позднее) партийных деяниях, или между бесконечных описаний геологических обнажений. (Кстати, не думайте, что если пещера упомянута - то она пройдена: в подавляющем большинстве случаев авторам источников известны только вход и первые метры подземелья.) Вход в госархивы свободен и бесплатен, такса есть только на дополнительные услуги. Нужно будет заполнить анкету - в ней пишите, что хотите, все равно никто проверять и даже читать не будет. Об архивной системе расскажут тамошние работницы, есть у них и инструкция. С архивистками желательно иметь хорошие отношения, они Вам могут помочь.

   Может быть полезная информация и в фондах местных краеведческих музеев и, иногда, в ведомственных архивах, однако получить к ним доступ немного сложнее - нужны либо знакомства, либо отношение (писулька такая) какой-либо организации. Если Вы состоите в (спелео) организации с юридическим лицом {Т.е. с печатью - Ю. Долотов.}, возьмите чистый лист бумаги, напишите в правом углу: такому-то, от такого то руководителя такой-то организации. Внизу: "Отношение. Прошу разрешить такому-то (Вам) работать в таком-то архиве с целью научных изысканий". Пусть Ваш шеф распишется и шлепнет печать. Если последний отсутствует или далеко, возьмите отношение в редакции местной газеты (в обмен на статью), в обществе краеведов, в обществе книголюбов... И не стесняйтесь говорить о том, что Вы изучаете пещеры. Чудаков у нас пока любят.

   К поискам источников первичной информации нужно подходить творчески. Еще одна возможность найти места, богатые на пещеры - уделить внимание местной топонимике. Для начала нужно разыскать (в краеведческой литературе) словарик "языка простолюдинов N-ой губернии" и выписать слова, описывающие карстовые явления. Для Калужской области это: "пропастище", "норы", "жерело". Дальше все просто: берем подробную топографическую карту, желательно старую, сделанную до укрупнения деревень, и тщательно ищем деревни, речки и урочища под названиями Жерелки, Чертовы Пропастища, Панские Норы, Норово и т.д. Каждая из них является возможным адресом для экспедиции.

   Если Вам не повезло и перечисленные способы поиска к успеху не привели (хотя я не могу себе этого представить) - ничего не поделаешь: придется использовать геологические и географические намеки. В сих науках я профан - могу сказать только, что о карстовых явлениях на карте могут свидетельствовать крутые, но не обрывистые берега с большими перепадами высот, и - отослать вас для консультации к специалистам. {Для искусственных пещер есть правило Добровольского. Для наличия катакомбы в среднерусских условиях необходимы и достаточны три условия: 1. Крутой склон долины реки или оврага. 2. Выходы известняка. 3. Помойка. - Ю. Долотов.}

   Однако имейте в виду: геология (по моим личным наблюдениям) наука столь же точная, как и метеорология (возможно, даже точнее). Точнее (перефразируя Кларка), если "спец" скажет что пещеры здесь могут быть - смело езжайте в указанный район: ваш консультант прав. Если он скажет, что "дырок" где-то быть не может, а топонимика или "деды" свидетельствуют обратное - также езжайте туда и действуйте еще увереннее: ученый ошибается. (Наука - дело серьезное. Мне лично приходилось наблюдать, как легко многие специалисты объясняют существование и происхождение объектов именно в том месте, в котором они не рассчитывали их найти до того, как им сии объекты - те же пещеры, например - показали.)

   Когда какие-то сведения получены, пора разумеется, ехать в подозрительные районы. Ведь раздобыть первичную косвенную информацию полдела - требуется еще найти дырку. При наличии времени и большой толпы энтузиастов сделать это можно без затей - прочесав местность. Однако собрать даже десять заинтересованных в поисках и более-менее умеющих ориентироваться в полевых условиях людей непросто. А если сагитировать на подвиг "чайников", то и искать в основном придется не пещеры, а ваших сотоварищей, то и дело в кустах теряющихся.

   Не знаю, стоит ли говорить, что заниматься прочесыванием местности лучше ранней весной или после листопада?

   В любом случае прочесывание - крайняя мера. В районах с существенно ненулевой плотностью населения начинать нужно с опроса оного. Разумеется, не нужно забывать предупреждение классика о том, что народ наш ленив и нелюбопытен. Мы столкнулись со случаем, когда лишь один из нескольких десятков деревенских жителей знал о расположенной в 300 метрах от крайнего дома пещере. Но даже полностью отрицательный результат опроса помогает - в этом случае пещера (если она есть) находиться там, куда крестьяне не заглядывают. Поэтому в случае отсутствия изустных сведений о ней бессмысленно прочесывать земляничники и малинники, сенокосные угодья и грибные леса.

   Не ленитесь проводить сплошной опрос и не стесняйтесь стучаться во все дома!

   Заниматься этой работой закон не запрещает никому, но желательно все же иметь бумагу из той же организации с юридическим лицом или редакции СМИ, где написано, что сии конторы уполномочили Вас собирать информацию и просят оказать содействие. (Желательно также заранее запастись свободно конвертируемой в сельской местности валютой достоинством 0,25 и 0,5 л.) Можно обойтись и без филькиной грамоты, особенно если в деревне, где Вы будете работать, нет местных органов власти. Если они есть - следует зайти и рассказать о своем интересе. Документы скорее всего не спросят, но если они есть, их надо показать. У нас за всю историю документы спрашивали только и исключительно в районных ментурах, и то крайне редко. При контактах с участковыми (очень маловероятных) не становитесь в позу оскорбленного, рассказывайте о цели своего приезда. Опять же не забывайте, что ученых и чудаков у нас любят. И помните, что ходить по домам и беседовать с местными жителями закон не запрещает никому, если местным ментам Вы покажетесь подозрительными - это их проблемы. При наличии паспорта Вас задерживать не будут - разве что перепишут данные из краснокожей паспортины, и дня через два листок с ними повесят в уборной на гвоздик. Но вообще-то контакты такие из области возможного, но маловероятного.

   Начинать сбор информации можно уже на дальних подступах к интересующему Вас району. Много любопытного можно узнать у попутчиков в транспортном средстве, еще больше - у водителя этого средства, особенно если оно местное (например, колхозный автобус). Между прочим, иногда целесообразно не ждать автобус, а ловить попутку, ибо разговорив ее водителя, Вы можете узнать особенно много любопытного, занятного и поучительного. Обычно водителям скучно сидеть весь день в кабине и они рады пообщаться. Не стесняйтесь говорить им о своем необычном интересе.

   Какая может быть Ваша тактика на месте? Опрос может быть выборочным, особенно если Вам уже известны координаты либо имена очевидцев. В этом случае стучитесь в любой дом и спрашиваете: "Здравствуйте, где живет Х?" - Следует ответ, причем местный житель обычно интересуется: "А на что Вам Х? Вы его родственники?" - Нужно ответить: "Мы его не знаем, просто мы члены <Организации Имярек>, у нас к Х необычный вопрос: <...>". - Чаще всего Вам подскажут еще нескольких информаторов. Если Вы вообще никого не знаете, можете постучаться в первый дом и спросить: "Что это за деревня? - затем: - Мы не ошиблись. Правда, что у Вас есть пещеры? Мы ими интересуемся! Кто их знает?"

   Такая тактика называется у нас направленным опросом. Если есть время, не надо стеснятся сплошного опроса: стучитесь вовсе дома подряд и говорите: "Здравствуйте! Мы представители <...>. У нас необычный вопрос - правда ли, что в Ваших местах есть пещеры?". - Сплошной опрос всегда более эффективен и предпочтителен.

   Если деревня большая, а времени мало, можно идти не по всем улицам. "Наши" информаторы, как правило, живут в деревянных, одноэтажных домах, часто покосившихся. В стандартных каменных коттеджах с отоплением и водопроводом обычно ютятся беженцы с Кавказа и Средней Азии. Они скорее всего ничего конкретного о том, что Вас интересует, не знают, а могут, по причине слабого знания языка оккупантов, вообще Вас не понять. {Однако не следует пренебрегать особняками "новых русских". "Новый русский" в деревне, как правило, страдает от скуки, и пусть об окрестностях ни шиша не знает, может от тоски (и из широты натуры) помочь транспортом или иными ресурсами. В одном из случаев нам предлагали бульдозер для раскопок. - Ю. Долотов.}

   Потрошение обывателей, особенно сельских, представляет большие сложности. Городских жителей может озадачить даже отсутствие звонков на сельских домах. В принципе, если хозяева дома - дверь заперта не будет, можно толкнуть ее и войти. Лучше, однако, все же постучать - это покажет хозяевам, что пришли культурные, городские люди, но обычно стук в дверь в доме не слышен - лучше постучать в оконную раму.

   Иногда дверь может быть прикрыта на засов или щеколду - в этом случае хозяева скорее всего на дворе: в хлеву или каком-то из сарайных помещений, может быть и на огороде. Ждать их не стоит - можно пройти на подворье и громко спросить: "Здравствуйте, есть кто-нибудь живой?"

   Теперь о самом разговоре. Если оказалось, что вышедший собеседник под градусом, лучше быстро закончить разговор и отвязаться. Обидеть сельские алкаши скорее всего не обидят, но полезут помогать, а отвязаться потом от них будет очень трудно. Однако вести себя надо корректно, не показывая интеллектуального превосходства. Нельзя говорить алкашу: "Надоел", - лучше поблагодарить и сказать, что все стало ясно. Иногда нужно даже сказать, что Вы уже уезжаете, и сделать несколько шагов по направлению из деревни, в крайнем случае, зайти потом с другого конца. Но это крайняя мера. Как правило, если пьяненький мужик за Вами и увяжется, то вскоре будет остановлен собственной супругой или первой встречной деревенской бабкой.

   Чрезвычайно ценным источником информации об изучаемой местности являются местные старожилы, проще говоря, деды и бабки. Они обычно знают об окрестностях все, в том числе и легенды и былички. {Всегда следует интересоваться, давно ли опрашиваемый проживет в этих краях. Пришлое население, даже прожившее в данной местности 10-15 лет, знает о ней существенно меньше уроженцев. - Ю. Долотов.} Легче всего работать с соседскими и вообще знающими Вас дедами. {Увы, узок их круг. - Ю. Долотов.} Как правило, деды, особенно одинокие, поговорить любят, однако вытрясание из них полезной информации имеет свои особенности. Рассмотрим их.

   Если позволяет время, не следует задавать вопросы сразу, желательно познакомиться, завести разговор о погодных условиях и растущих ценах, а затем перейти к интересующим темам. Крайне нежелательно показывать признаки торопливости.

   ЗАПОМНИТЕ - дедам и бабкам нельзя перечить. Постарайтесь как можно быстрее определить тип доставшегося Вам на сей раз ветерана - основные такие:

   Старый коммунист - более характерен для городской местности, но бывают и исключения. Все разговоры сводит к коммунистической агитации и рассказам о преимуществах социализма, а также о антинародном режиме существующего правительства.

   Борец за правду - отличается от предыдущего только тем, что признает антинародную сущность сталинско-хрущевско-брежневских времен. В сельской местности - наиболее распространенный тип.

   Общее правило для обеих категорий - из прошлых вождей наиболее любимы Ленин и Брежнев. Последний даже больше из-за дешевой водки, но про него же допустимо рассказать анекдот. Хаять Ленина в разговоре с дедами перечисленных категорий нельзя. Самый нелюбимый вождь: Горбачев - хуже Ельцина!

   Христианин-философ - чаще попадается среди бабок, но иногда и среди дедов, в этом случае особенно неприятен - может уморить до смерти религиозными поучениями, как правило, связанными с графом Л.Н. Толстым.

   Семьянин - рассказывает о своих родственниках, какие они хорошие, или, чаще, сволочи. Преимущественно об этом говорят бабки. {Бабки вообще менее политизированы. - Ю. Долотов.} Тип безопасный в смысле возможных Ваших ляпов, но разговор с ними поддерживать трудно.

   Старый интеллигент - хранитель духовности и патриотических традиций. Особо занудливый тип, особенно если Вы - технарь. Не вздумайте говорить, что ратуете за НТП! Запомните - путь человека назад к природе! В пещеры, так сказать.

   Определив категорию деда (бабки), необходимо не просто поддакивать, но стараться делиться информацией новой для Вашего собеседника, но не противоречащей его убеждениям. В разговоре, например, со старым коммунистом можно рассказать о технических деталях Дворца Советов и танка КВ-2, но не вздумайте их критиковать. {Другим существенным отличием деда от бабки является то, что бабки часто опасаются, что их привлекут к ответственности за сказанное. Деды в этом смысле беспечнее. - Ю. Долотов.}

   Если Вы допустили какой-то промах - не отчаивайтесь. Как правило, дед не замкнется, и не отвернется, а заведется - Вам останется только прервать минут через пять его монолог и признать свои заблуждения. Старожил будет чрезвычайно рад. Сам монолог можно не слушать. Вообще, мимо ушей можно пропускать многое - главное, сохранять заинтересованное выражение лица и кивать. Однако желательно вести диктофонную запись, иначе Вы можете упустить полезную информацию, если дед заговорит об интересующем Вас раньше, чем Вы это осознаете. Повторяю, главное - не перечить, других специфических особенностей беседы с дедами не имеют и к ним применимы все правила общения с местным населением.

   С нормальными собеседниками следует разговаривать неторопливо. Хорошо, если Вас примут за ученого человека не от мира сего. Вопросы следует ставить максимально конкретно. Перечисляйте интересующие Вас объекты и явления сколь возможно подробно. Не спрашивайте: "Где пещеры?", - говорите: "Есть ли у Вас дыры в земле, вроде лисьих нор или колодцев, чтобы можно было пролезть?", - при этом опять же имейте в виду, что обыватели не представляют, куда может протиснуться спелеолог. Не говорите слово "поблизости" - могут понять так, что Вас интересует район радиусом метров 300.

   Риск исказить наводящими вопросами информацию, конечно, есть, но не задавая их, Вы вообще ничего не узнаете. Не забывайте, что многие (с нашей точки зрения) необычные вещи аборигены в силу привычки необычными не считают.

   Повторяю, вопросы должны задаваться не так, как это делают социологи, а во время неторопливой беседы. Никогда не экономьте время, пытайте подробно:

   - Есть ли вблизи пещеры? А дырки вроде нор? А заваленные или взорванные? Велась ли добыча камня? А ходили ли легенды о подземных ходах? Не обязательно поблизости, а хоть где-нибудь? {Особо следует уделять внимание расспросам о разработках камня. В среднерусской полосе пещеры-то в основном искусственные. Между тем у большинства нет ассоциативной связи между словами "пещера" и "каменоломня", многие, не зная, что разработка велась под землей, помнят факт таковой. - Ю. Долотов.}

   Постепенно составляйте (хотя бы в уме) словарик местных терминов (например: тырло - воняющая ограда для летнего содержания коров, летось - прошлым летом, и т. д.). Это сильно облегчит Вам понимание аборигенных жителей.

   Не забывайте и о контроле: говорите не обо всех признаках интересующих объектов или явлений, иногда задавайте и провокационные вопросы. Мистификация со стороны простых обывателей - дело очень редкое, но возможное. Уличив собеседника в дезинформации, не показывайте ему этого, а просто заканчивайте разговор. Нельзя лишать человека маленьких радостей, да к тому же обмана он все равно не признает, и Вы не отвяжетесь от бьющего себя в грудь правдиста.

   Узнав местонахождение виртуальной пещеры, не спешите спрашивать дорогу - местный житель опишет ее так, что сам Даль бы не понял, как найти жерело. О расстояниях и дороге к интересующему месту тоже спрашивать почти бессмысленно - у каждого русского обывателя свое представление о "паре километров" и "часах трех". Карту тоже показывать бессмысленно. Просите собеседника лично показать путь! Не стесняйтесь об этом просить. Отказывается? Предлагаем малую емкость! Неужто снова отказывается? Предлагаем емкость побольше! И вручаем обещанное не в виде предоплаты, а по факту нахождения искомого объекта!

   В крайнем случае, не бойтесь надоесть собеседнику и переспрашивайте дорогу по многу раз.

   Для примера коротко опишу поиски одной из наших пещер:

   Первую наводку дал в Калуге знакомый турист, слышавший от кого-то лет 20 назад о том, что в районе села Б. Ферзиковского района существует пещера. Даже примерное ее местоположение наш информатор не знал.

   Вдвоем с Сергеем Каминским приехали на место и постучались в крайний дом села. Вышла женщина, сказала, что вблизи пещер нет, но на другом краю живет охотник, какую-то пещеру вроде бы знающий. Пошли по сельской улице, стучась во все дома. Два аборигена сказали, что что-то о пещере слышали, но где она находиться - не знают, и "вроде ее завалило". Остальное большинство категорически заявляло, что пещер вблизи нет! В том числе и старый учитель, проработавший 40 лет в местной школе - он категорически отверг возможность существования пещер вблизи родного села: "Ребятишки везде лазают, они бы мне сказали".

   Всего прошли домов 50. Подошли к крайнему дому - где жил искомый охотник. Постучались, познакомились:

   - Да, - сказал Сергей К. - есть пещера. Я там лет 15 назад барсуков гонял. Чтоб не заблудиться - шнур разматывал, каким тюки сена обвязывают. Все 40 метров размотал, а дальше идти побоялся. Пещера ступенями вниз уходит. Сейчас вход просел - наверно не пролезете. И вторая пещера есть - но ее вход давно завалило.

   - А как пройти к "дырке"? - интересуемся

   Информатор пустился в пространные объяснения: по его словам, вначале следовало пересечь луг по тропинке, затем пройти на лево-направо-прямо-назад-направо-вниз-налево. Судя по длительности объяснения - идти предстояло километров пять.

   Осознав, что запутался, абориген сунул босые ноги в шлепанцы и решил (по своей инициативе) нас проводить.

   Вышли к лугу и - первый сюрприз. Под тропинкой понималась слегка примятая другим местным крестьянином трава. Пошли по ней. Смотрю - и недоумеваю: впереди окский берег. Но охотник идет не сворачивая, проходит кустарник и останавливается на обрыве над скальным выходом: пришли! В 300 метрах позади нас видна крыша крайнего дома, в 500 метрах впереди сквозь ветви проглядывает пристань, а под ногами - дырка, да такая, что пролезть можно на четвереньках. У входа надписи "Маша-Вася" и даты: последняя - 1973 года. Лезем под землю: нетронутые кальцитовые "шишки". Пещера короткая, метров 10 - но наличествуют перспективные для разборки завалы. Благодарим проводника, а он, разошедшись, рассказывает, что и ниже по склону дырка есть, в которую его собака лазает и воронка вблизи имеется с понором.

   Время нас поджимало. Второй раз пещеру наша экспедиция (Сергей Каминский и Сергей Качан) посетила зимой - и ребята расчистили сразу два хода на неизвестный до того нам нижний ярус. Через год вновь выбрались сюда - хотели затащить в пещеру нашего охотника, чтоб показал, за каким завалом продолжение, да и к другим спелеообъектам проводил - да обломались: сей ревнивый абориген зимой, выпив, топором супружницу зарубил. Теперь сидит и выйдет лет через десять.

   Мораль: не повторяйте наших ошибок - потрошите информаторов немедленно.

   В заключение хочу сказать, что во время такого мероприятия можно узнать много любопытных сведений не только о пещерах - и я призываю читающих эти строки пещерников не забывать о братьях по разуму, завернутых на других темах. Стремитесь к комплексности - слишком много у нас деревень и слишком мало энтузиастов. Мы обычно задаем такие вопросы:

   Известны ли Вам дырки или норы, куда человек может протиснуться?

   Известны ли Вам камни со следами обработки, рисунками, имеющие собственные имена (Синь-камень, Конь-камень)?

   Ходят ли в деревне разговоры о нечистой силе: леших, домовых, ведьмах, ...?

   Известны ли Вам места, где, по легендам, водиться нечистая сила, "блудни" и куда раньше побаивались ходить?

   Видел ли кто-нибудь огненные шары в небе, есть ли места, где НЛО появляются регулярно?

   Если узнаете что-нибудь любопытное - передайте сведения автору этих строк.

   Также надеюсь, что коллеги поделятся своим опытом в поиске пещер и критически обсудят наш.

   Контактный адрес: 248030 Калуга-30, а/я 613, Перепелицыну А.А.
   Контактный телефон: (0842)519034




РОСИ
[Организация]    [Проекты]    [Архив]    [Связи]

© РОСИ

 

Сайт создан в системе uCoz